Итак, еще в далекий 1907 год российский инженер-путеец В. П. Некрасов в 1907 году предложил использовать конский волос при изготовлении бетона. Так, на свет появился новый материал дисперсный бетон - фибробетон. Такой бетон значительно лучше обычного сопротивляющийся ударам, морозам, вибрации. По этому же принципу, позднее, в бетон добавляли металлические, стеклянные, полимерные армированные волокна и материалы. Правда, при перемешивании бетона волокна собирались в комки (комковались) и неравномерно распределялись по объему.
Напомним, что "Фибробетон — разновидность цементного бетона, в котором достаточно равномерно распределены фибра/волокна в качестве армирующего материала. Фибробетонон — композитный строительный материал для монолитного строительства, получаемый путём добавления фибры в бетон."
В начале 2000 годов московскими специалистами была разработана технология, позволяющая получать армированный стальной фиброй бетон, в виде зигзагообразных кусочков тонкой проволоки. Гофры на проволочках играют ту же роль, что и переменное сечение обычной арматуры, - они мешают им перемещаться в застывшем бетоне.
Для того чтобы снизить ударную вязкость бетона и повысить его трещиностойкость, были предприняты попытки улучшить , путем добавления дисперсных волокон (фибры) в смесь.
Выделяют две группы фибры:
- металлическая – сталь, которая имеет различную форму и размеры;
- неметаллическая – стекло, акрил, хлопок, базальт, полиэтилен, карбон, углевод и другие.
Фибробетон, изобретенный в России имеет в пять раз большую, чем у железобетона, ударную вязкость (способность материала поглощать механическую энергию) и выдерживает без разрушения изгибные деформации в несколько сантиметров. С учетом способности фибробетона выдерживать большие нагрузки, чем железобетон, а также, увеличения прочности на растяжение всего объема бетонной массы его стали использовать, как материал для покрытия дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, мостов, тонкостенных конструкций, полов промышленных зданий и крупных торговых комплексов, банковских хранилищ, складских терминалов. Так например, почти все крупные мосты в Москве и Подмосковье были реконструированы с использованием фибробетона, при ремонте аэропортов во Внукове, в Шереметьеве, Домодедове, из него сделан мост через реку Пахру в Подмосковье.
У фибробетона, как и у других материалов есть свои "Плюсы" и "Минусы":
Преимущества или "Плюсы":
- снижение затрат на строительство при использовании фибры для армирования вместо армирующей сетки или каркаса;
- высокая продуктивность работы по фибробетону;
- небольшой расход бетона с применением фибры;
- в отличие от остальных видов бетона фибробетон не теряет своих технических характеристик, даже после окончания срока службы, поскольку благодаря фибре материал становится вязким;
- фибробетон обладает хорошими адгезионными качествами;
- фибра может применяться как в газо-, так и в пенобетонных конструкциях;
- в ходе армирования в газобетоне происходит процесс поризации и как следствие наблюдается его устойчивость;
- фибра в пенобетоне повышает его прочность.
- Минус у фибробетона один, это его высокая стоимость, если сравнивать с обычным бетонным раствором. Однако этот недостаток легко компенсируется долговечностью стройматериала и его стойкостью к износу.
Срок между ремонтами сооружений из фибробетона в два раза выше по сравнению с железобетонными конструкциями. Кроме того, на заводах, изготавливающих фибробетон, удается экономить значительные производственные площади, занятые под резку, сварку и хранение арматуры.
Следите за новостями!!!
Первоисточник см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/8697/ (Наука и жизнь, БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЯНВАРЬ 2007 №1)